<< |
2007 |
>> |
<< |
МАРТ |
>> |
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
вс |
| | | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Категории:
|
|
На сегодняшний день более 100 миллионов россиян крещено в Православной церкви (по оценке РПЦ). Но только 10 миллионов из них регулярно посещают богослужения, исповедуются, причащаются, исполняют все установленные правила (расчеты Института общественного планирования, 2005 г.). Почему так, мы можем только догадываться. Но зато мы знаем, что есть способ коснуться самой сердцевины православия, прочувствовать его и, возможно, обрести через это истинную веру. Способ потрудиться при монастыре во Славу Божию.
Строго говоря, трудничество это первая степень монашеской жизни, первый монашеский чин. Трудник принимается в монастырское сообщество на определённый срок (минимум несколько недель), работает (выполняет послушание) за еду и кров. Не беря на себя никаких серьезных обязательств, т.е. имея возможность в любой момент покинуть монастырь, трудник постигает монастырскую жизнь и православие изнутри.
Илья Горячев, студент юридического факультета ЯрГУ:
Несколько лет назад я жил трудником в Валаамском мужском монастыре. К тому времени меня заинтересовало христианство, и я рассчитывал узнать о нем, что называется, из первых рук. В монастыре я очень скоро осознал: надо верить, а не знать или понимать. Истоки традиций, назначение определенных действий и их последовательность во время службы это не самое главное. А вот ощущения, чувства, мысли, рождающиеся у человека в монастыре, как раз то, ради чего стоит туда ехать. После недолгого периода адаптации начинаешь проникаться особенным духом общины. Обычные мысли выдувает из головы. Приходит чувство предопределённости и неслучайности всего, что есть в мире, чувство общности с людьми, то, что называют «соборность». Возникает ощущение дома, места, в котором не надо заботиться о завтрашнем дне, где тебя принимают таким, какой ты есть. Там я почувствовал единение с миром и понял, что хочу жить сообразно православным ценностям.
«Мыло», на Валаам ведущее
Прежде чем отправиться к монастырским воротам, надо спросить разрешения (получить благословение) на трудничество. Проще всего это сделать, написав письмо на имя иеромонаха Давида. В письме следует рассказать о себе: сколько лет, кто таков, что умеешь, ходишь ли в церковь и как давно, почему хочешь приехать.
Валаам место слишком известное, легендарное. Поэтому желающих посетить его паломниками или трудниками всегда больше, чем мест. Однако при всей своей известности, Валаамский монастырь открыт и доступен. Если и откажут, то, скорее всего, из-за недостатка мест. В менее знаменитых монастырях с этим проблем быть не должно.
Сборы недолги
С собой брать:
- документы (паспорт, медицинский страховой полис);
- письменное благословение духовника (если есть духовник);
- теплые вещи и рабочую одежду;
- лекарства, если необходимы какие-то специальные: на Валааме их может не оказаться;
- деньги на обратную дорогу.
За стенами по уставу
Центральная усадьба монастыря представляет собой два каре (каре группа построек, образующих квадрат): внешнее и внутреннее. Постройки внутреннего каре это монашеские кельи, приемные игумена монастыря и благочинного, прочие служебные помещения, братская трапезная. Храм также находится во внутреннем каре. Рабочие и трудники живут во внешнем каре в кельях общежития, по 2-3 человека в каждой, и в так называемой воскресной школе, построенной по принципу казармы и рассчитанной на 10-20 жильцов. Во внешнем каре не такой строгий режим все ближе к миру. А внутренне каре это уже монашеская обитель, со своим укладом жизни и своим распорядком.
Илья Горячев:
Сначала меня и еще одного трудника (Артема, студента из Санкт-Петербурга)
поселили во внутреннем каре в гостевой келье. Вся обстановка стол, пара стульев и две кровати. Конечно, икона в углу. А на одной из стен этой кельи было изображение иконы, тщательно выполненное коптящим пламенем. Представляете, сколько труда и времени на такое потребовалось? Через несколько дней мы переехали в общежитие во внешнем каре.
Объективно говоря, быт в монастыре напряжный. И в воскресной школе, пожалуй, похуже. Но кто там об этом вообще думает? Это же, наконец, не дом отдыха. Один раз я ночевал в воскресной школе и пожалел, что сразу туда не поселился. Посреди помещения печка, у которой ребята сушат свои вещи или просто сидят, прислонившись спиной, читают. Интересное живое общение в неформальной обстановке.
Во Славу Господа всякий труд ценен. В основном трудники исполняют подсобные работы. Но если имеются профессиональные навыки в каком-нибудь востребованном ремесле (плотничестве, например), применение им обязательно найдется.
Илья Горячев:
Сначала я работал на огороде общины поливка, прополка, потом помогал при кухне. Работаешь целый день. С утра и до ночи. Но день работы, день отдыха. У большинства мирян их обычный рабочий график не менее, а то и более напряженный.
Строгого соблюдения монастырского устава от трудника не требуют: не хочешь посещать службы не надо. Но про алкоголь нужно забыть. И про курение лучше не вспоминать, хотя относительно него закон не так суров. Необходимо также придерживаться общего распорядка дня. На ночь ворота закрывают и если не вернуться в монастырь вовремя, скорее всего, ночевать придется на где-то в другом месте.
Коллеги и наставники
Илья Горячев:
Каждый, с кем я общался на Валааме, дал мне что-то свое.
Был среди трудников, например, Алексей Егоров из Ульяновска, старше меня на пару лет, умный, начитанный. Мягкий в обращении, добрый и уступчивый, он имел внушительный внешний вид и был очень крепок физически (его всегда ставили на колку дров). Мы беседовали с ним часами. И до сих пор сохранилось у меня ощущение от этих бесед нечто неуловимое, когда начинаешь многое понимать и любить весь мир.
Общался я и с постоянными жителями монастыря. Не со всеми, конечно… Некоторым из них я особенно благодарен. Не знаю, как такое может быть, но они понимали меня не то что с полуслова, а даже и без слов.
Это, во-первых, отец Давид благочинный монастыря. Благочинный по сути, второй человек после игумена. Именно благочинный решает все вопросы, связанные с перемещениями людей в монастыре. На прием к нему всегда длинная очередь. У отца Давида мягкие жесты, но он бывает весьма строг и может говорить так, что ему попросту нечем возразить. Он тонкий психолог, и когда он смотрит на тебя, то кажется, что видит насквозь. Я поражался его умению организовывать людей. Правда, я с ним нечасто говорил.
Во-вторых, отец Иоанн, помощник благочинного, с которым я часто пересекался по организационным вопросам. Отец Иоанн пришел в монастырь не из семинарии. Если честно, там, на Валааме, я не всегда правильно воспринимал его. Иногда даже раздражался. Например, когда мы с моим соседом по общежитской келье Артемом старались большую часть свободного времени посвятить изучению Валаамского архипелага, а он настаивал на том, чтобы не забывали посещаться службы… Значение многих слов отца Иоанна, значение некоторых его поступков открылось мне позднее, когда я вернулся домой.
На исповедь я ходил к отцу Савве. Не знаю, каким образом, но этому человеку удалось понять меня лучше, чем я сам себя понимаю. Всякий раз, выслушав меня, святой отец очень просто излагал мне чрезвычайно сложные вещи, вещи, буквально открывшие мне глаза.
Наконец, отец Иван, заведовавший продуктовым складом и щедро поивший нас с Артемом вкусным монастырским квасом. Мне кажется, он получал неимоверное удовольствие, когда ему удавалось сделать кому-нибудь что-либо приятное.
То, что останется…
Илья Горячев:
Со временем «чувство монастыря» ослабевает. Но я приобрел терпимость и понимание людей. И, конечно, остаются воспоминания о другом мире, существующем параллельно с нашим.
Реплика от редакции:
За последние 20 лет количество монастырей в России увеличилось с 18 до 680. Но совсем не обязательно ехать далеко. В лучшем городе и его окрестностях действуют 18 мужских и женских монастырей, в каждом из них можно потрудиться во Славу Господа. И отдав немногое, приобрести большое.
|
|