Информационно-новостной портал города Ярославль: основные события, афиша, справочная служба, адреса, телефоны... Бизнес, спорт, культура, кино, экономика, медицина и здоровье, наука.Информационный городской портал Ярославля. Статьи, публикации, мнения, последние новости центра Ярославской области.
Войти на сайт
Имя:   Пароль: 
Регистрация  |  Забыли пароль?
  ПОИСК  
<< 2007 >>
<< МАРТ >>
пн вт ср чт пт сб вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Категории:


Статьи | Категория: Личный интерес | Там, где труд не в тягость Всего статей: 290
Там, где труд не в тягость
Личный интерес
15 марта 2007, 01:21

На сегодняшний день более 100 миллионов россиян крещено в Православной церкви (по оценке РПЦ). Но только 10 миллионов из них регулярно посещают богослужения, исповедуются, причащаются, исполняют все установленные правила (расчеты Института общественного планирования, 2005 г.). Почему так, — мы можем только догадываться. Но зато мы знаем, что есть способ коснуться самой сердцевины православия, прочувствовать его и, возможно, обрести через это истинную веру. Способ — потрудиться при монастыре во Славу Божию.

Строго говоря, трудничество — это первая степень монашеской жизни, первый монашеский чин. Трудник принимается в монастырское сообщество на определённый срок (минимум несколько недель), работает (выполняет послушание) за еду и кров. Не беря на себя никаких серьезных обязательств, т.е. имея возможность в любой момент покинуть монастырь, трудник постигает монастырскую жизнь и православие изнутри.


Илья Горячев

Илья Горячев, студент юридического факультета ЯрГУ:
Несколько лет назад я жил трудником в Валаамском мужском монастыре. К тому времени меня заинтересовало христианство, и я рассчитывал узнать о нем, что называется, из первых рук. В монастыре я очень скоро осознал: надо верить, а не знать или понимать. Истоки традиций, назначение определенных действий и их последовательность во время службы — это не самое главное. А вот ощущения, чувства, мысли, рождающиеся у человека в монастыре, — как раз то, ради чего стоит туда ехать. После недолгого периода адаптации начинаешь проникаться особенным духом общины. Обычные мысли выдувает из головы. Приходит чувство предопределённости и неслучайности всего, что есть в мире, чувство общности с людьми, то, что называют «соборность». Возникает ощущение дома, места, в котором не надо заботиться о завтрашнем дне, где тебя принимают таким, какой ты есть. Там я почувствовал единение с миром и понял, что хочу жить сообразно православным ценностям.


«Мыло», на Валаам ведущее

Прежде чем отправиться к монастырским воротам, надо спросить разрешения (получить благословение) на трудничество. Проще всего это сделать, написав письмо на имя иеромонаха Давида. В письме следует рассказать о себе: сколько лет, кто таков, что умеешь, ходишь ли в церковь и как давно, почему хочешь приехать.
Валаам — место слишком известное, легендарное. Поэтому желающих посетить его паломниками или трудниками всегда больше, чем мест. Однако при всей своей известности, Валаамский монастырь открыт и доступен. Если и откажут, то, скорее всего, из-за недостатка мест. В менее знаменитых монастырях с этим проблем быть не должно.

Сборы недолги

С собой брать:

  • документы (паспорт, медицинский страховой полис);
  • письменное благословение духовника (если есть духовник);
  • теплые вещи и рабочую одежду;
  • лекарства, если необходимы какие-то специальные: на Валааме их может не оказаться;
  • деньги на обратную дорогу.

За стенами по уставу

Центральная усадьба монастыря представляет собой два каре (каре — группа построек, образующих квадрат): внешнее и внутреннее. Постройки внутреннего каре — это монашеские кельи, приемные игумена монастыря и благочинного, прочие служебные помещения, братская трапезная. Храм также находится во внутреннем каре. Рабочие и трудники живут во внешнем каре — в кельях общежития, по 2-3 человека в каждой, и в так называемой воскресной школе, построенной по принципу казармы и рассчитанной на 10-20 жильцов. Во внешнем каре не такой строгий режим — все ближе к миру. А внутренне каре — это уже монашеская обитель, со своим укладом жизни и своим распорядком.

Илья Горячев:
Сначала меня и еще одного трудника (Артема, студента из Санкт-Петербурга) поселили во внутреннем каре — в гостевой келье. Вся обстановка — стол, пара стульев и две кровати. Конечно, икона в углу. А на одной из стен этой кельи было изображение иконы, тщательно выполненное коптящим пламенем. Представляете, сколько труда и времени на такое потребовалось? Через несколько дней мы переехали в общежитие во внешнем каре.
Объективно говоря, быт в монастыре напряжный. И в воскресной школе, пожалуй, похуже. Но кто там об этом вообще думает? Это же, наконец, не дом отдыха. Один раз я ночевал в воскресной школе — и пожалел, что сразу туда не поселился. Посреди помещения — печка, у которой ребята сушат свои вещи или просто сидят, прислонившись спиной, читают. Интересное живое общение в неформальной обстановке.

Во Славу Господа всякий труд ценен. В основном трудники исполняют подсобные работы. Но если имеются профессиональные навыки в каком-нибудь востребованном ремесле (плотничестве, например), применение им обязательно найдется.

Илья Горячев:
Сначала я работал на огороде общины — поливка, прополка, потом помогал при кухне. Работаешь целый день. С утра и до ночи. Но — день работы, день отдыха. У большинства мирян их обычный рабочий график не менее, а то и более напряженный.

Строгого соблюдения монастырского устава от трудника не требуют: не хочешь посещать службы — не надо. Но про алкоголь нужно забыть. И про курение лучше не вспоминать, хотя относительно него закон не так суров. Необходимо также придерживаться общего распорядка дня. На ночь ворота закрывают и если не вернуться в монастырь вовремя, скорее всего, ночевать придется на где-то в другом месте.

Коллеги и наставники Илья Горячев:
Каждый, с кем я общался на Валааме, дал мне что-то свое.
Был среди трудников, например, Алексей Егоров из Ульяновска, старше меня на пару лет, умный, начитанный. Мягкий в обращении, добрый и уступчивый, он имел внушительный внешний вид и был очень крепок физически (его всегда ставили на колку дров). Мы беседовали с ним часами. И до сих пор сохранилось у меня ощущение от этих бесед — нечто неуловимое, когда начинаешь многое понимать и любить весь мир.
Общался я и с постоянными жителями монастыря. Не со всеми, конечно… Некоторым из них я особенно благодарен. Не знаю, как такое может быть, но они понимали меня не то что с полуслова, а даже и без слов.
Это, во-первых, отец Давид — благочинный монастыря. Благочинный — по сути, второй человек после игумена. Именно благочинный решает все вопросы, связанные с перемещениями людей в монастыре. На прием к нему всегда длинная очередь. У отца Давида мягкие жесты, но он бывает весьма строг и может говорить так, что ему попросту нечем возразить. Он тонкий психолог, и когда он смотрит на тебя, то кажется, что видит насквозь. Я поражался его умению организовывать людей. Правда, я с ним нечасто говорил. Во-вторых, отец Иоанн, помощник благочинного, с которым я часто пересекался по организационным вопросам. Отец Иоанн пришел в монастырь не из семинарии. Если честно, там, на Валааме, я не всегда правильно воспринимал его. Иногда даже раздражался. Например, когда мы с моим соседом по общежитской келье Артемом старались большую часть свободного времени посвятить изучению Валаамского архипелага, а он настаивал на том, чтобы не забывали посещаться службы… Значение многих слов отца Иоанна, значение некоторых его поступков открылось мне позднее, когда я вернулся домой. На исповедь я ходил к отцу Савве. Не знаю, каким образом, но этому человеку удалось понять меня лучше, чем я сам себя понимаю. Всякий раз, выслушав меня, святой отец очень просто излагал мне чрезвычайно сложные вещи, вещи, буквально открывшие мне глаза.
Наконец, отец Иван, заведовавший продуктовым складом и щедро поивший нас с Артемом вкусным монастырским квасом. Мне кажется, он получал неимоверное удовольствие, когда ему удавалось сделать кому-нибудь что-либо приятное.

То, что останется… Илья Горячев:
Со временем «чувство монастыря» ослабевает. Но я приобрел терпимость и понимание людей. И, конечно, остаются воспоминания о другом мире, существующем параллельно с нашим.

Реплика от редакции:

За последние 20 лет количество монастырей в России увеличилось с 18 до 680. Но совсем не обязательно ехать далеко. В лучшем городе и его окрестностях действуют 18 мужских и женских монастырей, в каждом из них можно потрудиться во Славу Господа. И отдав немногое, приобрести большое.

Комментариев: 0

© 2005–2024 «Лучший Город». Все права защищены.
Контакты  |  Реклама на порталах

Лента новостей RSS

При частичном использовании материалов портала
гиперссылка (hyperlink) на «Лучший Город — Ярославль» обязательна.
Полное использование материалов возможно только
с разрешения редакции.

Интернет-портал Лучший Город (Best City)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 79138 от 22.09.2020
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель — ООО «ВСС»
Главный редактор — Куранов Ю.Г.
E-mail: sales@best-city.ru
Телефон: +7 (903) 798-68-89

Поиск по сайту
 
Расширенный поиск  |  Карта сайта