Человек с радостью вечно смотрел бы на то, как работает другой человек, если б не сознавал облагораживающую функцию труда для себя лично. И поэтому он ищет работу с той же тщательностью, с какой ищет любовь или дружбу. В поисках хорошей работы человек, как охотник, расставляет ловушки, и как рыбак, должен проявлять незаурядное терпение. И тут главная задача знать рыбное место.
Условие задачи и ее решение
Анна Киселева, директор ИКА «Вертикаль»:
Состояние рынка труда сегодня в Ярославле таково, что новые компании выходят на рынок, в том числе московские сети активно расширяются в регионы, а количество работников не увеличивается, существует огромный дефицит профессиональных кандидатов. Поэтому многие фирмы готовы брать на работу молодых специалистов, надеясь вырастить лояльных сотрудников. И в этом случае личностные качества кандидата имеют большее значение, нежели профессиональные.
Государственные службы занятости
Плюсы
За первые пять месяцев 2007 г. службы занятости ярославской области подобрали работу 20269 соискателям. То есть имеется шанс стать 20270-м счастливцем.
Минусы
Из 70,9 тыс вакансий, имевшихся на начало 2006 г., 69,2 % это вакансии для рабочих, остальные для специалистов и служащих (наибольшим спросом пользовались: специалисты образовательной сферы, инженеры, медицинские работники среднего звена, работники органов внутренних дел). Налицо узкий спектр вакансий и ограниченное количество представленных работодателей.
Кадровые агентства
Плюсы
Анна Киселева:
Все самые интересные вакансии стекаются именно в кадровые агентства.
Ольга Воропаева, менеджер:
Если ищешь работу, то отдать резюме в агентство не великий труд, а шансы повышаются. По-моему, это очень удобно, когда вместе с тобой потенциального работодателя ищет пара-тройка человек. При том, они и сами заинтересованы, как говориться, меня «продать». Я место работы меняла совсем нечасто, и каждый раз мне помогало кадровое агентство.
Минусы
Скорее всего, компании пока что не готовы платить кадровым агентствам за возможность нанять того молодого специалиста с хорошими личностными качествами, но с небольшим опытом работы, который значится в условиях нашей задачи.
Интернет
Плюсы
Ольга Кочкина, генеральный директор «HeadHunter: Ярославль»:
Не отходя от рабочего места, можно зайти на «работные сайты» и сделать для начала анализ заработных плат и предлагаемых вакансий. Также у соискателей есть возможность сразу же оценить, какие компании предлагают работу, набрав в поисковике их название или корпоративный адрес. Наконец, можно разместить свое резюме на сайтах и ждать откликов на e-mail или мобильный телефон.
Сайты с открытыми контактными данными используют в основном люди, находящиеся в срочном поиске работы. Однако все большую популярность у работающей публики приобретают сайты, на которых возможно использовать настройки видимости резюме, позволяющие скрыть резюме от определенных компаний. Часто соискатели, предпочитающие самостоятельно искать работу, делают резюме невидимыми никому и используют их как способ откликнуться на ту или иную вакансию.
Минусы
Анна Киселева:
Существует мнение, что Интернет, возможность общения кандидата и компании напрямую постепенно убивают традиционный рекрутмент… В массовом рекрутменте, возможно, все так и будет. Но не все могут разместить свое резюме в сети, хотя там и появилось огромное количество подобных ресурсов. И, с другой стороны, есть состоявшиеся профессионалы, добившиеся успеха в своем деле и создавшие себе имя, которым нет необходимости размещать резюме на сайте, с такими людьми, скорее всего, продолжат работать кадровые агентства.
Реплика от редакции:
Похоже, оптимальное решение найдено. Работодателя, при котором наш молодой специалист вырастет в профессионала с именем, следует поискать через Интернет. Тем более что работодатели, использующие Интернет при решении кадрового вопроса, в лучшем городе есть.
Ольга Костина, менеджер по персоналу ОАО «Ярославские краски»:
Подбор on-line дает возможность сразу видеть базу кандидатов. Чувствуешь себя мини-сканером рынка труда, и при этом параллельно можно заниматься другими делами: печатать документы, говорить по телефону. Используя метафору, Интернет (наряду с другими инструментами) это как набор оперативных функций в Exel, куда можно вбить формулу, поставить условие «если». А в противовес работа на деревянных засаленных бухгалтерских счетах
Арина Исаичева, начальник отдела по работе с персоналом, ЗАО «Торговый дом «Ярославский колорит»:
Во-первых, сам факт размещения резюме на специализированном сайте является определённым показателем «продвинутости» кандидата, хоть какой-то компьютерной его образованности, что для регионального рынка труда по-прежнему актуально. Во-вторых, есть возможность сразу изучить основные интересующие работодателя моменты (при условии, что резюме составлено грамотно): о работе, профессиональной сфере кандидата и некоторые его личные данные это экономит время. В-третьих, есть возможность не только предложить вакансию потенциальным кандидатам, но и разместить своеобразную презентацию компании. В-четвёртых, такого рода поиск является основным при работе с регионами. И когда мы говорим, что ищем начальника регионального отдела в Челябинске, то подразумеваем, что ищем его в, первую очередь, on-line. Благодаря интернет-источникам формируется представление о том, какие специалисты сейчас наиболее востребованы, какой уровень заработных плат по той или иной специальности, какие тенденции в обучении персонала и т.д. Т.е. это некое информационное поле, которое даёт представление о работодателях, соискателях и условиях их взаимодействия. Мы активно используем все возможные пути поиска соискателей, и эффективность Интернета подтверждается статистикой: 80% сотрудников за последний год были приняты на работу благодаря использованию on-line ресурсов.
Куда забросить невод
Существует ряд специализированных ресурсов, на которые можно обратиться:
Из аналитического обзора «Интернет-ресурсы для поиска и подбора персонала», «HeadHunter»:
К сожалению, обзор ярославских сайтов заставляет говорить о том, что с точки зрения сервисов наиболее известные (76.ru) и менее известные (недавно появившиеся yar.jobreg.ru, yarjob.ru, yar-rabota.ru) не представляют никакого интереса. Это набор вакансий и резюме с контактами. Таким образом, коммуникация чаще всего происходит не в он-лайновом, а в офф-лайновом пространстве. Ни о какой настройке видимости резюме речи не идет. Контент ярославских сайтов не интересен.
Два сайта, где сервисы присутствуют. Однако оба эти job-сайта не являются самостоятельными, а принадлежат кадровым агентствам, являясь скорее их дополнительными ресурсами, нежели самостоятельными проектами. Это сайт «Универсального сервиса»
и сайт «Имикора».
Илья Помидоров, инженер-схемотехник в поисках работы по специальности:
На крупных сайтах ярославские работодатели не особо активно размещают свои вакансии. В основном этим занимаются КА. Никакой интерактивности в этих сервисах сейчас не используется, хоть она и заложена. Впечатление такое, что инструментом не умеют или не хотят пользоваться. Остаётся только рассматривать эти ресурсы как замену печатным изданиям.
Ольга Бруковская, директор по маркетингу и PR компании «HeadHunter»:
За электронным рекрутингом будущее, это несомненно. В столицах сейчас эти сервисы работают на полную мощность. Постепенно наша компания выходит и на регионы. Не всегда это просто. Чувствуется инертность работодателей, а в некоторых регионах и вовсе плохо с интернетизацией… Но тенденция несомненна рынок растёт и потенциал для развития ещё велик.
Ожидание, пока потенциал превратится в действительность, не должно быть томным. Начните составлять и размещать резюме.
Не промахнись, охотник
При поиске работы через Интернет не следует:
- размещать резюме, из которых работодателю не ясен опыт и потенциал кандидата;
- озаглавливать резюме словами «любая работа» (это говорит не только об отсутствии профессионализма, но и о неспособности кандидата определить желаемую сферу профессионального интереса);
- указывать в резюме сразу несколько должностей (если круг способностей и возможностей широк, лучше подготовить несколько резюме, на все случаи жизни).
Примерно того же интернет-пространство требует и от работодателя.
Ольга Кочкина:
Работодатели, не указывающие название компании, рискуют получить вовсе не те отклики, на которые они рассчитывают. Ни один соискатель, работающий сейчас в успешной компании с именем, не откликнется на вакансию, предлагаемую «Крупным российским холдингом». В ситуации дефицита кадров преимущества получают прозрачные компании, которые указывают свое название, профиль деятельности.
Еще одна очень распространенная ошибка работодателей попытка соединить в одной вакансии несколько. В таком случае работодатель, если и получает, то невнятные резюме. Проговаривание обязанностей и требований поможет соискателю сориентироваться, действительно ли это профильная для него вакансия. А четкое и подробное описание условий (наличие социального пакета, компенсаций и льгот) позволит привлечь соискателя для работы именно в вашей компании.
Реплика от редакции:
По данным на февраль 2007 г. уровень безработицы среди россиян в возрасте от 15 до 72 лет составил 7,2%, т.е. около 5,4 млн человек. 27% из них молодые люди до 25 лет. Т.е. как раз те, кто пользуется Интернетом наиболее активно. Так что развитие электронного рекрутмента подоспело как раз вовремя: поколение on-line подросло и готово к действию. Оно поможет рекрутингу вырастить рынок, а выросший рынок инет-рекрутинга поможет молодежи оперативно и эффективно искать работу. И все будут довольны.
Над текстом работал Александр Мотавин
|