С 31 июля по 5 августа в Ярославле состоялись 10-й Чемпионат мира и 56-й Чемпионат Европы по автомодельному спорту. Лучший город выиграл право на их проведение в борьбе у шведского города Эребру и немецкого Ганновера.
Получить право провести чемпионаты удалось благодаря уникальному кордодрому (около Даманского, рядом со Спасо-Преображенским монастырем), лучшему в России и отвечающему всем европейским требованиям. Оборудование на нем позволяет фиксировать скорости с точностью до одной миллионной секунды, а покрытие трассы развивать высокую скорость.
Что к чему и немного истории
Автомодельный спорт в нашей стране зародился в 1956 году, когда была создана Центральная лаборатория автомоделизма. А с 1957 года уже ежегодно проводились Всесоюзные соревнования по автомодельному спорту. В этом году нашему автомоделизму исполнилось 50 лет.
В этих соревнованиях участвовали кордовые модели (есть еще радиоуправляемые и трассовые). Они предназначены для достижения наивысших скоростей до .340 км/ч.
Гоночная модель совсем не похожа на обычный автомобиль:
- Она имеет удлиненную сигарообразную форму и, как правило, состоит из двух частей: ходовой части поддона, на котором установлены все силовые агрегаты, и корпуса-обтекателя, который скрывает механизмы. Главная задача инженера достижение лучшей аэродинамической формы.
- Отличительная особенность движения таких моделей езда по кругу на кордовой нити (стальная проволока диаметром от 0,9 до 2 мм) внутри кордодрома (бетонного кольца диаметром 20 м). Поверхность трассы выравнивается с точностью до миллиметра.
- В модели устанавливают двигатели внутреннего сгорания. Работают они на смеси метилового спирта и касторового масла (никакого бензина!). Рабочий объем цилиндров 1,5, 2,5, 3,5, 5 и 10 куб. см. В соответствии с этими показателями модели разделяются на классы с первого по пятый.
Владимир Кипер, мастер спорта международного класса, спортивный стаж 32 года (г. Тюмень):
Как и любое увлечение, автомоделизм требует вложения денег. Есть выбор купить готовую модель или делать ее самому. Но и во втором случае детали покупаются, ведь движок, например, сам не сделаешь… Средняя модель обойдется где-то в 50-60 тыс рублей. Многие выступают с несколькими моделями в разных классах.,br>
Главная особенность этого спорта здесь идет соревнование инженеров. Ведь скорость прохождения трассы зависит от того, как ты настроишь свою модель. Движок, резина все имеет значение. От погоды много зависит. Это как в «Формуле 1» кто сделает оптимальную настройку машины, тот и быстрее. Дело это тонкое, и зачастую уже полагаешься на интуицию, которая приходит с опытом.
Старт и финиш
- В заездах приняли участие спортсмены из Австралии, Венгрии, Германии, Италии, Польши, США, Швейцарии, Швеции, России и ряда стран СНГ.
- Установлен один европейский и три мировых рекорда.
- Самая большая скорость была у модели итальянского спортсмена 339 км/ч.
- В командном зачете места распределились так: I место Швеция, II место Эстония, III место Россия.
Целиком таблицы результатов можно посмотреть здесь и здесь.
Владимир Кипер:
Я считаю, что наша команда в целом добилась неплохих результатов. В мировом рейтинге наша страна как раз находится на третьем месте. Нам есть, куда расти.
Реплика от редакции:
Следующий чемпионат пройдет на Украине, в связи с чем, украинским представителям был передан специальный флаг хозяина гонок. Но мы не сомневаемся, что спортсмены снова вернутся в лучший город. На такую трассу, по их словам, грех не приехать снова.
Над текстом работал Александр Мотавин
Фото Максима Козлова
|