21 февраля ярославские пиарщики и журналисты собрались на пресс-клуб, посвященный тому, чего в Ярославле практически нет деловой журналистике.
На первый взгляд тема для пресс-клуба была выбрана странная деловая журналистика в лучшем городе практически отсутствует. Из двух журналов делового профиля («Ярославский бизнес-журнал» и «Темы & Лица») первый выживает за счет «джинсы», второй появился недавно и пока ничем себя не проявил. Газеты освещают события регионального рынка преимущественно на правах рекламы, а читатели сетуют на отсутствие объективной (то есть, никем не проплаченной) информации о том, что там происходит.
Разруха, как всегда, в первую очередь творится в головах: редакции газет и PR-службы бизнес-структур находятся в состоянии холодной войны. На форумах часто возникают стычки между «алчными пиарщиками, которые спят и видят, как бы им бесплатно напечатать рекламу» и «темными журналистами, требующими деньги за каждую строчку о местном бизнесе». Смех-смехом, а заметка, в которой фигурирует название фирмы, во многих газетах действительно считается рекламой.
Разрулить проблему пытаются сотрудники ярославского «Билайна», которые вот уже второй раз собирают «враждующие стороны» на пресс-клуб, приглашают представителей авторитетных московских изданий и вместе ищут выход из сложившейся ситуации.
В этот раз в качестве спикеров были приглашены:
- Эльдар Муртазин, ведущий аналитик компании Mobile Research Group, главный редактор сайта Mobile-Review (крупнейший мировой ресурс о мобильных телефонах).
- Сергей Скрипников, специальный корреспондент делового еженедельника «Эксперт» (сфера IT и телекоммуникаций).
Если рассматривать это мероприятие как PR-акцию самого «Билайна», то можно отметить, что денег на нее потрачено немного (столько стоят 3 рекламные полосы в местном глянце), но и отобьются они не скоро.
Ирина Курочкина, пресс-секретарь ярославского «Билайна»:
Мы, как любая крупная компания, хотим, чтобы наше взаимодействие с СМИ было конструктивным. Поэтому посвятили свой пресс-клуб деловой журналистике как алгоритму нормальных адекватных отношений между СМИ и PR. Можно сказать, что «Билайн» выступает первопроходцем: сначала мы наладим цивилизованные отношения с журналистами, а потом за нами потянутся другие.
Работники СМИ, в общем, были не против диалога: на пресс-клуб собралось около 60 журналистов и пиарщиков (включая гостей из Твери, Костромы и Воронежа). Их усадили в ресторанном зале отеля «Волжская жемчужина», и вот чем угощали:
Первое: мастер-классы «Деловая журналистика» и «Рынок комментариев»
В этой части программы спикеры учили (насколько это было возможно в формате короткого мастер-класса) писать аналитические заметки, рассказывали истории из своих трудовых будней и не забывали пускать шпильки в адрес изданий-конкурентов. Были озвучены и прописные истины, и кое-что новое. Слушатели узнали, например, что:
- Грамотный аналитик не гнушается ни одним источником информации (в том числе sms-сообщением) и ни одним комментарием даже если он дословно звучит так: «А нам поеб
ть!»
- В «Ведомостях» и «Коммерсанте» любят пересказывать известные факты, добавляя к ним комментариев (неважно чьих, но оперативно полученных). Для настоящего аналитика писать такие статьи аморально и моветон.
- В «Эксперте» все иначе: читателю предлагается нечто новое об известном факте, аргументы, контраргументы и четкий прогноз вместо абстрактного финала типа «время покажет».
- В хорошем тексте должен быть спрятан так называемый «газик», который указывает на актуальность статьи, цепляет внимание читателя и «тащит» за собой весь материал.
- Готовую статью нужно как следует «поворошить» (что-то выкинуть, что-то переставить местами), чтобы она не была слишком гладкой. «Правило метлы» так это называется.
Второе: дискуссия «Права журналистов. Есть ли у них вообще права?»
Заявленная дискуссия получилась скомканной. Собравшиеся явно не желали разговаривать про свои права, зато охотно жаловались на редакторов, не дающих им резать правду-матку. Кто-то, решив, что спикеры совсем уж далеки от народа, заявил: «У вас в Москве все проще; вы не представляете, как на нас тут давят, и как нам тяжело
» Но такие высказывания гости пресекли сразу же.
Эльдар Муртазин:
А работать вообще тяжело. Везде. Легко только деньги получать и их тратить. Да что вы знаете про то, как угрожают журналистам в Москве?! Вы думаете, там в деловых изданиях просто так созданы целые службы безопасности, которые ничего не гарантируют своим сотрудникам? Вот вы говорите про давление
кого-нибудь из вас возили в лес?
Вопрос остался без ответа, разговор сам собой сошел на нет, и пристыженные журналисты потянулись к фуршетным столикам. На том официальная часть и закончилась.
Компот: разговор обо всем
Самое интересное корреспонденту «ЛГ» удалось услышать от гостей во время так называемого неофициального общения здесь беседа уже не ограничивалась форматом деловой прессы. Вот про что они рассказали
Сергей Скрипников про top4top и леммингов:
Top4top тяжелый, технически несовершенный сайт. Он просто не сможет в таком виде себя окупить. Что касается его контента, то я бы на их месте взял за основу популярные нынче на телевидении шоу. Они все кроятся по одному лекалу: нагнать звезд и заставить их «обнажиться», выступить в несвойственной для себя обстановке на льду, в цирке, или просто реалити из жизни нон-стоп это я про шоу с Ксюшей Собчак, где она ходит, матом ругается
забыл, как называется. Так вот, если этот сайт добьется, чтобы звезды на нем начали «обнажаться» в блогах, фотографиях, видео это набьет ему офигенную посещаемость. Знаете, есть такое выражение: «лемминги набежали». Это про мальчиков и девочек из обеспеченных семей, которые имеют неограниченный доступ к Интернету, живут на li.ru и других ресурсах, генерят огромное количество контента характерного содержания, но при этом у них большое количество посетителей. Они могут набить огромную посещаемость любому ресурсу (рекламодателям-то все равно, что за аудитория, главное счетчик).
В роли леммингов, кстати, могут выступить Собчак с Канделаки на них определенная аудитория валом повалит.
Эльдар Муртазин про яйца и яблоки:
Я осознанно высказывался по поводу значительного технологического отставания МТС от «Билайна» (это зафиксировано даже во внутренних документах МТС, а они у меня на руках) и их неудачного ребрендинга. Ребрендинг убогий, он не несет в себе ничего они сами это признали, и от своего первоначального яйца отказались. Сейчас это якобы «отверстие, через которое видно лучшую жизнь». Но МТС перешли все границы дозволенного: мне поступали угрозы, моей семье тоже. Сейчас ситуация урегулирована.
Что касается Apple, то эта компания выпускает неплохие продукты. Но iPhone продукт ужасный. Вокруг него пляшут с бубнами, но он не способен даже принимать sms. И я про это пишу, конечно, потому что другие телефоны их успешно принимают. А общественное мнение формируется так, что люди цепляются за этот негатив, не интересуясь моим мнением по поводу продуктов Apple в целом. И теперь меня считают главным Apple-ненавистником что с этим поделаешь?!
Реплика от редакции:
После этой поездки Муртазин написал в своем ЖЖ: «Ярославль это Москва около 10-12 лет назад с налетом местной специфики. На мой взгляд, необходимо воспитать в себе чувство уважения к себе самому и уже потом заниматься журналистикой. Грош цена заметкам, если автор не имеет своего мнения, а поет под чужую указку
»
Ася Зуйкова
|