|
Раньше соблюдение православных постов было необходимостью, сейчас это еще и модная тенденция, затронувшая даже самые высокие круги: с 2003 года столовые Администрации Президента, Государственной Думы и Совета Федерации с началом поста вводят в свои меню специальные блюда. «ЛГ» решил узнать, как обстоят дела с постным меню в ярославском общепите.
По правилам Православной церкви в Великий пост запрещены к употреблению
- Мясо;
- Рыба (рыбное меню разрешается только дважды: на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье 7 и 20 апреля);
- Молоко и молочные продукты;
- Яйца.
Соблюдать эти правила проще состоятельным ярославцам: в дорогих ресторанах временные постные меню обычное дело, а вот в заведениях рангом пониже они встречаются гораздо реже.
Пост принял!
Столовая мэрии Ярославля
Салат из тыквы с яблоками;
Суп овощной вегетарианский;
Котлеты картофельные с грибной подливой.
Счет: 68 р.
Кафе-столовая «Маяк»
Салат из свежих овощей;
Баклажаны «Южные», запеченные с овощами;
Щи из свежей капусты с фасолью;
Пампушка с чесноком.
Счет: 113 р. 50 коп.
Ресторан «Sobinov»
Салат с пророщенными семенами и финиками;
Борщ «Пилигрим» в солодовой чаше с белыми грибами;
Русская «Философская» каша с шампиньонами и вешенками на медово-виноградном взваре.
Счет: 528 р.
Ресторан-музей «Собранiе»
Салат из редьки с яблоками и кедровыми орехами;
Борщ на грибном отваре с черносливом;
Рулет из капусты с тыквенным соусом;
Яблоки печеные с орехами и медом.
Счет: 355 р.
Кафе «Mojito»
Салат с фасолью и грибами;
Суп-крем из цветной капусты;
Грибная поджарка с овощами;
Напиток из маракуйи.
Счет: 390 р.
Кафе «Мельник»
Салат «Морской коктейль» с морепродуктами;
Суп овощной;
Зразы картофельные с грибами;
Фреш овощной.
Счет: 350 р.
Ресторан «Поплавок»
Салат «Экзотика» из тропических фруктов и помидоров;
Щи «Монастырские» с белыми грибами;
Баклажан «Великий пост», фаршированный диким рисом и цветной капустой.
Счет: 400 р.
Кафе «Ванильное небо»
Салат «Греческий» с соевым сыром;
Роллы с морским гребешком и фитомайонезом;
Шпинат жареный;
Торт грушевый с миндалем.
Счет: 910 р.
Самое главное: в каком бы из этих заведений вы ни обедали, не забывайте о том, что пост это не только грибные супы, овощные салаты и фрукты на десерт.
Иеромонах Савва (Михеев), проректор по учебной работе Ярославской духовной семинарии:
Многие обыватели полагают, что пост заключается только лишь в ограничении себя в еде. Но смысл Великого поста заключается в первую очередь в осознании своей привязанности к земным благам (ведь нам тяжело отказаться от своих привычек, от любимых продуктов). Это осознание должно убедить человека в своем несовершенстве и в необходимости стремления к совершенству, то есть к Богу. Сам Господь сказал, что приблизиться к нему можно через пост и молитву.
Пост сдал!
У Великого Поста есть и еще одна сторона экономическая. В дореволюционной России торговля в этот период менялась полностью: мясные ряды закрывались, питейные дома опечатывались, молоко и яйца никто не продавал и не покупал. Сейчас, по данным социологических исследований, в лучшем городе стараются соблюдать посты 5-7% жителей, а 15-20% постятся нерегулярно. Но даже эти небольшие цифры заставляют владельцев заведений временно изменить меню и тактику обслуживания.
Любовь Мухина, директор кафе «Мельник»:
Постное меню сейчас очень востребовано: порядка 70% наших клиентов заказывают именно постные блюда. А поскольку у нас много постоянных гостей, то мы, чтобы не предлагать им одно и то же, стараемся каждый год разрабатывать новые кушанья, а меню обновляем каждые 2 дня. Не всегда выбор посетителей связан с религиозными соображениями, но некоторые подходят к этому вопросу очень серьезно: например, если берут в воскресенье бутылку вина, то только с разрешения батюшки.
На выручке пост никак не сказывается: уменьшается только выручка бара, но продукты дешевле и заказов больше. В итоге общая сумма не меняется.
Жанна, замдиректора кафе «Ванильное небо»:
В нынешнем году наше ноу-хау и безусловный хит постные суши. Во время поста количество заказов на японские блюда вообще резко возрастает. Но и европейская кухня дополняется в меню вводятся блюда с пометкой «пост», приготовленные без использования запрещенных продуктов (например, вместо обычного майонеза используется фитомайонез). Никакой экономической выгоды такой шаг не несет. Скорее, это правило хорошего тона и жест уважения к нашим клиентам.
Любовь Никитина, гендиректор ресторана «Техас»:
У нас постного меню нет, и отказались мы от него сознательно. Ведь что такое пост? Это 40 дней, в которые Господь призывает людей отказаться от мирских утех и забав. А что такое ресторан, как не развлечение? Поэтому тот, кто серьезно относится к религии, в ресторан не пойдет. А тот, для кого это диета или мода, найдет у нас, что съесть: овощи на мангале, гречневая каша с грибами, постные щи да что угодно! Мы также практикуем Open Food (открытое меню), то есть, приготовим практически любое блюдо, которое пожелает гость. Или изменим уже имеющееся. А отдельное меню и дополнительное обучение официантов и поваров это, я считаю, абсолютно нецелесообразно.
Реплика от редакции:
Последние несколько лет Ярославль вообще стал законодателем моды на постные блюда. 25 марта здесь прошел V фестиваль постной кухни, организованный местной епархией, на котором светские и монастырские повара представили свои кулинарные шедевры. На вопрос: «Совместим ли этот пир духа с главной идеей поста?» организаторы мероприятия отвечают так:
Иеромонах Савва (Михеев):
Православная Церковь предлагает не только невидимые формы соблюдения Великого поста, но и видимые, которые представлены постной кухней. Фестиваль это видимый показатель стремления общества к нравственному оздоровлению. Он показал, что главное для ярославцев запросы духа, а не тела, так как главным его событием стали доверительные беседы со священнослужителями, которые объясняли собравшимся подлинный смысл поста.
Такой комментарий звучит неубедительно, поскольку посетители фестиваля охотнее стояли в очередях, чтобы попробовать поросят из кальмаров, котлеты из чечевицы и прочие деликатесы, чем беседовали со священниками. На наш взгляд все гораздо проще: разрабатывая каждый год постные меню, рестораны создают себе имидж «правильных заведений». Их поддерживает ярославская епархия, которая с помощью своего фестиваля показывает пост в самом привлекательном ракурсе, воздействуя таким образом на тех, кого не смущает высокий ценник в меню то есть, на самую платежеспособную аудиторию. А это уже грамотная рекламная кампания.
Ольга Саган
|
|