Ярославский Академический театр драмы имени Ф. Г. Волкова
Куда пойти?
17 апреля 2006, 23:08
|
|
Родиной российского стационарного публичного театра является не Москва, не Петербург, а лучший город Ярославль. Вся театральная общественность страны обязана этим сыну костромского купца Федору Волкову.
Отец-основатель
Личность одного из самых известных сынов российской Мельпомены весьма загадочна. Сведений о Волкове сохранилось превеликое множество, и тем не менее все они на уровне констатации: дескать, был и драматург, и живописец, и скульптор, и музыкант, и архитектор, не говоря уже о том, что актер, режиссер, директор театра и машинист сцены. Но творений великого универсала практически не сохранилось. Все, что осталось две-три песни, эпиграмма, перевод пьесы Мольера и иконостас в Николо-Надеинской церкви (в создании его Волков участвовал деньгами). И даже настоящая могила его неизвестна. Леонид Андреев в речи, посвященной 150-летию русского театра, назвал отца-основателя «таинственным незнакомцем».
Тем не менее, всегда есть факты, не подлежащие сомнению. Вот они:
- родился в 1729 г.
- обучался языкам и искусствам сначала в Ярославле, а затем в Москве и Петербурге.
- в Петербурге же увидел представления Придворного итальянского театра и загорелся идеей создания театра русского.
- в 1748 г. Волков, обогащенный знаниями об устройстве и технологиях, возвращается в Ярославль и создает труппу. Актеров набирает из своей среды из купеческих детей и приказчиков.
- в 1750 г. премьера пьесы Расина «Есфирь».
- В 1752 г. приглашение Волкова с труппой ко двору Елизаветы I.
- В 1756 г. императрица объявила об учреждении государственного театра в Петербурге. С 1761 и до смерти в 1763 г. Волков руководит им.
Подмостки и сцены
Первое представление было дано в старом кожевенном амбаре, принадлежавшем отчиму Волкова купцу Полушкину. Помещение, по утверждениям современников, могло при желании вместить до 1000 человек. Место расположение этого амбара, после того, как он сгорел, быстро забыли и не вспомнили до сих пор. Труппа, тем не менее, подмосток не лишилась играли в Доме призрения ближнего, в доме генерал-губернатора, митрополичьих палатах и других местах. В 1751 г. Федор Волков построил первое театральное здание деревянное. Его обновили в 1820 г, а 22 года спустя отстроили каменное. К началу ХХ в. оно, понятно, обветшало, было снесено, а на его месте в 1911 г. поставили новое, посетить которое можно прямо сегодня.
Игроки и игры
Помимо классического Расина, первая труппа охотно играла не менее классического Сумарокова. Одним из самых выдающихся игроков-актеров труппы Волкова и вообще российского театра был Иван Дмитриевский, который, по выражению Ф. Кони, «в сценическом искусстве предупредил свой век».
Да и потом сцена ярославского театра носила не одного гения Михаил Щепкин, Полина Стрепетова, Иван Москвин, Мария Ермолова, Константин Станиславский, Василий Качалов неоднократно выступали на ней. Пьесы сплошь гениальные, под стать играющим, от Шекспира до Чехова.
С наступлением Советских времен театр желание держать уровень театра на подлинной высоте искусства не пропадает. Осуществляют это желание таланты С. Ромоданова, А. Чудиновой, А. Магницкой, В. Соколова, С. Комиссарова, В. Политимского, Г. Свободина при помощи драматургии Островского, Ибсена, Афиногенова, Шиллера.
Великая Отечественная война только увеличила силы артистов. Первый военный сезон открылся в театре 9 августа 1941 года спектаклем по пьесе Константина Симонова «Парень из нашего города». За последующие 11 месяцев было подготовлено и сыграно 33 премьеры (!). Среди поставленных пьес были и «Солдаты Сталинграда» Н. Вирты, и «Маскарад» М. Лермонтова. Летом 1942 года была организована бригада, которая устраивала выездные представления на фронте.
В 50-е гг., по утверждениям специалистов, искусство в театре им. Волкова все-таки достигло небывалых высот: таланты сплошь «яркие, мощные и темпераментные», а спектакли «отмечены единством и цельностью почерка». В 1966 году театр получает звание академического.
Сейчас в репертуаре театра более 20 названий спектаклей, поставленных по произведениям Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, К.Гольдони, Д. Боккаччо, Л. Фейхтвангера и других классиков. Современная драматургия представлена именами Э. де Филиппо, Ф. Саган, Н. Саймона, Д. Ортона, Э. Рислакки, С. Алешина, Н. Птушкиной.
Постановки современного волковского театра видела Прага, Париж, Будапешт, Братислава, Берлин. С успехом проходили гастроли в Финляндии, Дании и Норвегии.
«Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!» -
это девиз международного волковского фестиваля, учрежденного в 2001 г. как «фестиваль провинциальных русских профессиональных драматических театров». Среди участников, помимо российских, русские театры из ближнего и дальнего зарубежья. Среди гостей столичные коллективы. На афише вкуснейшее разнообразие, от моноспектаклей до оперных премьер. Лауреатам вручается Премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова, причем ежегодно вручается не более трех премий. На последнем фестивале в 2005 г. лауреатство получили Николай Горохов, актер и художественный руководитель театра-студии в составе «Театрального комплекса» из Владимира, Георгий Исаакян, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, и коллектив Новосибирского академического молодежного театра «Глобус».
Более подробную информацию о театре, его истории и планах можно получить на сайте www.volkovteatr.ru
|