Танцем босоножек и легкой туникой от Айседоры Дункан уже никого не удивишь. Современные хореографы ищут новые формы для данс-эпатажа. На фестивале «Искусство движения» (который проходил в Ярославле на прошлой неделе) танцоры выползали на сцену голышом, рассказывали истории и даже пели.
Данс интернэшнл
Америка, Германия, Венгрия, Австрия, Нидерланды и Россия, а в общей сложности 30 иностранных и 50 российских участников такова была география «Искусства движения».
Фестиваль проходил на четырех площадках:
- во Дворце культуры им. А. М. Добрынина (три концерта, в том числе открытие и закрытие, мастер-классы);
- в Центре современного искусства «Арс-форум» (совместный проект театров-танца «Плантация» (Москва), «Лесной Дом» (Санкт-Петербург) и Лаборатории перформанса (Ярославль));
- в зале Ярославского художественного музея (перфоманс-проекты объединения «Граффити» (Ярославль), Анны Гарафеевой (Москва));
- в зале Ярославского городского джазового центра (ансамбль «Buckets and Tap Shoes», группа исполнителей стэпа и перкуссионистов, играющих на жестяных и пластмассовых ведерках).
Елена Романова, хореограф, председатель оргкомитета «Искусство движения»:
Этот фестиваль не конкурсный! Наша главная цель пообщаться, научиться новому. Фестиваль дает возможность показать свои работы, научиться взаимодействовать. Участники интересные артисты из Америки, Москвы и Питера по современному экспериментальному танцу в Ярославль приезжают не часто.
Три гига и другое
Шесть дней ровно столько осваивали пространство ярославских сцен хореографы. За это время они успели показать и провести:
- Индивидуальные и групповые мастер-классы по технике танца модерн, джазу, импровизации, капуэре (боевое искусство с элементами танца), жонглированию, чечетке, технике Александера (обучение более эффективному владению собственным телом).
- Фильмы-спектакли классиков современного танца Мэрса Кэннингхема, Марты Грэхэм, Уильяма Форсайта, Хосе Лимона (на «Искусство движения» приезжали продолжатели техники танцоров, рассказывали о своих педагогах).
- Лекцию-презентацию Вальды Сеттерфильд (США) «Искусство и Жизнь».
- Круглый стол о проблемах развития современного танца в России.
- Выступление Ярославского театра огня и уличное фаер-шоу (жонглер Тиль Пельман заранее интересовался у наших организаторов, можно ли разводить огонь на улице).
«ЛГ» выделил свою пятерку отличившихся:
- Анна Горофеева (Москва) с композицией «Лестницей в небо». Ввышла на сцену с микрофоном, минут пять рассказывала, какой был день, число, дата, кто она и что она вообще собирается делать. Потом взяла в руки костыли, зазвучала музыка и начался танец.
- Ференц Фехер (Венгрия) выступал без одежды, чем ошарашил детей и неподготовленных взрослых. Танец заключался в ползании по телу одетой танцовщицы Джудит Симон. На другой день Фехер вышел на сцену одетый, изображая вместе с двумя партнершами «три гигабайта».
- ансамбль «Buckets and Tap Shoes» (Америка) вместо ударных использовал цветастые ведерки. Артисты были обуты в спецботинки и кроссовки для степа. Барабанили долго и на «бис», так что концерты затягивались чуть ли не до полуночи).
- Проект вольнодумных хореографов «Граффити» (Ярославль) представлял композицию «Дамы не дамы». Три танцовщицы, выйдя на сцену, занялись каждая своим делом. Примеряли обувь на каблуках, играли с зонтиком, мерили штаны, в которые можно было забраться с головой.
- Перфоманс Олега Сулименко (Австрия) «Лучи солнца». Сулименко заранее предупредил: «у кого есть проблемы с русским подвиньтесь к русским, у кого проблемы с английским можно не двигаться», дальше пошли истории о сексе и жизни.
Олег Сулименко, перформер:
Это рассказ. Концепт, в котором есть яркие моменты нашей жизни, а есть темные. Мы выбрали только яркие моменты. В темных, конечно, тоже есть своя прелесть. Наш перфоманс это коллаж из разных действий, которые нас привлекают. Когда поем песни, говорим какие-то социальные тексты, танцуем все действие происходит на трех солнечных пятачках.
Дошло не дошло
И хотя «Искусство движения» было открыто для всех желающих, на фестивальных концертах наблюдалась, в основном, «танцевальная» публика: педагоги и воспитанники школ искусств, танцоры. Из случайных зрителей не все поняли, куда и зачем попали:
Настя Пилецкая:
«По.В.С.Танцы» открыли бескрайнее движение и показали как чувствовать изнутри. Мастер-класс по йоге Лисы Фест тот самый наркотик, после которого вернуться к себе прежней невозможно. Мастер-класс по импровизации снял с меня все комплексы!
Екатерина Азанова:
А как-нибудь можно узнать глубину смысла спектаклей? В особенности Дениса Бородицкого? А то все до конца очень трудно понять.
freeway:
Это было потрясающе! Такое ощущение, что я побывала в другом мире, пожила другой жизнью. ДК Добрынина неожиданно собрал в себе движение со всего мира, абсолютно разное, но очень позитивное. Меня удивила открытость, контактность людей, начиная с организатора Лисы Фест, с которой я хоть и общалась совсем недолго, но успела заметить ее необыкновенную доброжелательность.
Людмила Шамина:
Лично я ничего не поняла! Когда попала на мастер-классы, хотелось поскорее выбраться из аудитории, чувствовала себя лишней. Танцы тоже какие-то странные совсем и на танцы не похожие! Кто-то по сцене ползает, кто-то говорит непривычно…
Реплика редакции:
Совсем скоро мы опубликуем подобный отчет нашего корреспондента о мастер-классе по технике Александера. А для тех, кто на празднике не был и об этом жалеет, сообщаем: следующий фестиваль движения и танца на Волге уже запланирован на 2010 год. Городские власти уже записали танцоров в программу празднования 1000-летия Ярославля.
Наталья Колбина (текст, фото), Сергей Кузнецов (фото)
|