Футбол, карнавал, телесериалы и Пауло Коэльо вот и все, что мы знаем о Бразилии. Фестиваль короткометражного кино «Бразильский метр», который прошел в Ярославле, сломал эти стереотипы.
Показ организовало агентство творческих инициатив LIFT Project. Билет стоил всего 30 рублей, но и желающих было немного в основном, пришли «свои», постоянные зрители.
Крутили кино в спортзалах трех ярославских вузов. В медицинской академии зрителей усаживали на спортивные коврики, в Демидовском университете на скамейки, а в педагогическом на огромные маты. А картинку проецировали прямо на стену зала.
Такое странное место организаторы выбрали не случайно: по их мнению, спортзал это «метафора ограниченного взгляда на Бразилию только как на футбольную державу». Для расширения кругозора зрителей были показаны ленты, снятые для европейских фестивалей их не видели даже большинство бразильцев. Фильмы шли на родном языке и сопровождались русскими титрами.
Юлия Кривцова, сотрудница LIFT Project:
Анонсы фильмов перевернули наше представление о Бразилии. Это очень простые истории про очень простых людей и очень простые чувства. Короткометражное кино дает нам возможность увидеть сразу много историй, много Бразилий. Одни более современные, провокационные, другие наоборот, сняты в традиционной манере. Не все истории понятны, но можно интерпретировать каждую картину по-своему.
Когда продюсерская компания предложила нам показать бразильские фильмы, в Ярославле как раз открывался «РИО» (торгово-развлекательный центр с кинотеатром прим. авт.), и мы подумали, почему бы не соединить большой кинотеатр и бразильское кино? Не сложилось. Поэтому мы начали искать другое пространство, и нашли его в студенческих спортзалах.
Вместе с билетами зрителям выдавали синие тапочки-бахилы (это уже не метафора, а необходимость, чтобы не пачкать в спортзале пол), угощали их леденцами и за 2,5 часа показывали 9 разных историй продолжительностью от 3 до 20 минут:
Слюна (2007)
Режиссер Эсмир Филью
Фильм о волнении, которое испытывают подростки перед первым поцелуем, о смешных и неумелых приготовлениях к нему (леденец, чтобы избавиться от запаха изо рта, тренировки с зеркалом и т.д.) и стыдливых ощущениях после «первого раза». На протяжении почти всего фильма льет дождь (вода своеобразная метафора слюны другого человека, которая сначала кажется неприятной). - Лучший короткометражный фильм на фестивале в Ситжесе (2007);
- Номинация на «Оскар-2008» в категории короткометражных фильмов.
Что-то вроде этого (2006)
Режиссер Эсмир Филью
Два тинэйджера Чао и Мари гуляют по ночному Сан-Паулу, заходят в гей-клуб, где девушка «дарит» своего парня другому. Чао целуется с незнакомцем и, кажется, ему это нравится. На обратном пути Чао приглашает Мари переночевать у него. Они лежат одетые в одной постели, пытаются поговорить и разобраться в чувствах друг к другу.
Легкая лента о дружбе двух детей, переходящей в любовные отношения, и их наивном интересе к взрослой жизни. - Лучший сценарий на Каннском фестивале (2006);
- Лучший Бразильский короткометражный фильм 2006 года (приз посольства Бразилии).
По парам (2005)
Режиссер Эсмир Филью
Современная сказка о Золушке и талантливом сапожнике, который целыми днями наблюдает за ногами, проходящими мимо стеклянной витрины его магазина. Он уверен, что по обуви можно судить о характере человека, поэтому, рассматривая женские туфельки, ищет свою будущую жену. Концовка вполне себе сказочная: принц находит свою Золушку и дарит ей подарок пару «волшебных» туфель. - Лучший фильм на фестивале «Молодость» в Киеве (2006);
- Победитель конкурса «Кодак» среди учащихся киношкол (2005).
Виброзвонок (2006)
Режиссер Эсмир Филью
Самый короткий (всего 3 минуты) фильм. В кадре только парта и две школьницы, единственный звук жужжание телефона, а смысл очень простой: мобильник с виброзвонком может доставить немало чувственных удовольствий скучающим на уроках девушкам.
Остров цветов (1989)
Режиссер Хорхе Фуртадо
Пародия на научно-популярный фильм с бодрым закадровым голосом и научными комментариями «о разнице между помидорами, свиньями и людьми». В основе сюжета биография помидора, который вырастили, купили в супермаркете, но сочли непригодным в пищу и выкинули. В финале помидор все-таки съедают жители местечка с чудесным названием Остров Цветов (мусорная свалка Рио-де-Жанейро). - Лучший короткометражный фильм на Берлинском кинфестивале (1990);
- 9 наград на XVII Бразильском кинофестивале (1989);
- «Голубая лента» на кино- и видео-фестивале в Нью-Йорке.
Три минуты (1999)
Режиссер Анна Луиза Азеведо
Три минуты это время, за которое можно сварить яйцо на завтрак, а можно принять решение, которое изменит всю твою жизнь. Героиня этого фильма не может сделать выбор. - Номинация «Лучший короткометражный фильм» в Каннах (2000);
- Гран-При на Бразильском кинофестивале (2000).
Мистер и миссис Мартинс (2005)
Режиссер Лэйн Милан
Каждое утро миссис Мартинс просыпается, смотрит на фотографию мужа, завтракает одна. Каждое воскресенье она едет на кладбище и кладет цветы к могиле, на плите которой выточены два имени ее и ее супруга. Потом к этой же могиле приходит
мистер Мартинс. Оказывается, это такая игра: он сам предложил своей жене жить отдельно. Оба они уже пожилые, и, когда кто-то из них умрет, второму будет проще привыкнуть к одиночеству. - Приз за лучшую женскую роль на фестивале аудиовизуальных искусств в Меркосуле.
Красный BMW (2000)
Режиссеры Рейнальдо Пинейро, Эду Рамос
Безработный мужчина из небогатой многодетной семьи выигрывает красный BMW. Ликует весь район, а хозяин не знает, что делать со своим сокровищем: автомобиль ему не нужен, водить он не умеет. Зато когда рухнула крыша его старого дома, вся семья переселилась жить в машину.
Через 2 года BMW приходит в негодность: жить в нем уже никак, задорого его не продашь, и новый дом на эти деньги не купишь. В результате герой все же продает автомобиль, и просит нового владельца, чтобы он напоследок покатал их: оказывается, за 2 года на своем BMW он ни разу не прокатился. - Лучший короткометражный фильм на кинофестивалях в Сан-Паулу и Гаване;
- Золотой приз на международном кинофестивале в Дамаске.
Репетиция (2005)
Режиссер Марсио Салем
Все, чего хочет героиня ленты, услышать от своего 9-летнего сына Бруно: «я люблю тебя», но мальчик не говорит этого самые важные слова обычно труднее всего произнести. В любви к маме он признается только после ее смерти в школьном спектакле, посвященном Дню Матери.
О чем фильм? О том, что настоящие чувства это не слова, и нужно уметь слушать не только ушами, но и сердцем. Или о том, что неплохо бы каждому из нас своевременно проявлять свои эмоции, особенно если в них нуждаются другие.
Наталья Николаева, куратор проекта:
Лично мне трудно сказать, какой фильм понравился больше, какой меньше я не устаю их смотреть. Программа очень здорово построена, фильмы очень разные по настроению, по стилистике, по жанрам. И если в начале это что-то меланхоличное, есть возможность подумать, погрустить, то на выходе нас сопровождает что-то легкое, правда, опять же с грустинкой. Картины очень сочные и меня в них привлекала простота языка, понятная даже неискушенному зрителю. На первый показ к нам пришли даже дети из анимационной студии «Перспектива». Правда, их руководитель немножко волновалась не будут ли там нецензурные картины? Но мы ее успокоили, сказали, что все будет как надо.
Наталья Колбина
|