Информационно-новостной портал города Ярославль: основные события, афиша, справочная служба, адреса, телефоны... Бизнес, спорт, культура, кино, экономика, медицина и здоровье, наука.Информационный городской портал Ярославля. Статьи, публикации, мнения, последние новости центра Ярославской области.
Войти на сайт
Имя:   Пароль: 
Регистрация  |  Забыли пароль?
  ПОИСК  
<< 2009 >>
<< МАРТ >>
пн вт ср чт пт сб вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Категории:


Статьи | Категория: Куда пойти? | Смотр художественной самодеятельности Всего статей: 287
Смотр художественной самодеятельности
Куда пойти?
2 марта 2009, 00:02

25 февраля в Ярославском художественном музее открылась выставка, единственный недостаток которой — скучнейшее название: «Провинциальный идеализм. Город. Три века художественной традиции».

Дружить, предлагать, воспитывать, искать

Зато в остальном проект удался, и на его примере мы составили 4 правила, которые следует соблюдать при составлении любой выставки:

Правило первое — предлагать уникальное
Идея кураторов выставки заключалась в том, чтобы показать произведения искусства XVIII-XX вв., созданные не профессионалами, а простыми горожанами, не обучавшимися в академиях:

  • Работы художников-ремесленников;
  • Творчество обычных людей для себя и своих близких;
  • Живописный китч, популярный когда-то на рынках;
  • Картины неизвестных самоучек и современных наивных художников.

Большинство экспонатов раньше нигде не выставлялись (до недавнего времени их вообще не воспринимали как художественный материал, только как исторический). Так что, теперь зрители впервые могут увидеть, что представляла собой настоящая, нерафинированная городская культура Ярославля на протяжении трех веков.

Людмила Битколова, один из кураторов проекта:
Этот материал совершенно не известен науке и искусствоведам, и наш музей — один из первых, кто обратил внимание на него. На этой выставке очень много безымянных авторов. От них сохранилась картина, или кошелечек бисерный сохранился от вышивальщицы какой-нибудь, который она вышивала для дочечки своей или для любимого, или фотография, на которой часто даже неясно, кто изображен. Но главное — человек уже оставил после себя что-то.

Правило второе — дружить с соседями
Кроме ЯХМ, в выставке участвуют еще 6 музеев: Ростовский кремль, Переславский, Рыбинский и Ярославский музеи-заповедники (последний, правда, дал всего 1 картину), Угличский историко-художественный музей и ярославский «Дом Муз». Кроме того, удалось подтянуть частных коллекционеров, торговцев антиквариатом и современных художников (работы которых вписались в концепт). Всего собрали 365 произведений (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, фотографии, рукописи и т.д.), которые с трудом уместились в 6 залах на 3-м этаже здания.
Такой коллективный способ сбора материала музей практикует уже давно, и в нем есть свои плюсы:

  • За счет объединения потенциалов небогатых музеев области создаются большие, интересные и конкурентоспособные экспозиции, с которыми не стыдно выйти на российский «музейный рынок»;
  • Появляется возможность показать то, чего никто никогда не видел. Объясняется это просто: если в запаснике музея хранится, например, пара полотен малых голландцев, никто не достанет их оттуда, потому что из них выставку не сделаешь — для этого нужно собрать подобные картины по всем музеям.

Правило третье — искать спонсоров
Проект получил грант бывшего губернатора области Анатолия Лисицына еще в 2006 году, но его не хватило. Денег на организацию выставки и составление каталога добавили местные бизнесмены, неравнодушные к живописи и коллекционированию картин, — Александр Ильин, Николай Попов и супруги Ирина и Борис Красильниковы.

Правило четвертое — воспитывать
На наш взгляд, выставка не только расширяет кругозор, но и обладает интересным терапевтическим эффектом. Являясь местечковой по содержанию, она, тем не менее, поможет некоторым горожанам избавиться от комплекса провинциала и понять, что даже ужасный живописный китч, продающийся у ротонды — это тоже часть нашей культуры. И к ней нужно относиться если не с уважением, то хотя бы с юмором.

От слова «худо»

Выставку открывали два раза: журналистов пригласили пораньше и провели по всем залам за час до начала основного торжества. Вот что нам понравилось больше всего:

В зале №1 — портреты Суворова и Петра I (напоминают то ли иконы, то ли расписные матрешки) и картина «Святой Александр Невский» (для святости он изображен похожим на Иисуса). Такие смешные вещи делали художники-иконописцы, которые еще не научились рисовать обычные портреты.



В зале №2 — отличная подборка лубков. Раскрыта антиалкогольная тема («Еремей мой, Еремей»), сказочная («Сильный, храбрый богатырь Илья Муромец»), любовная («Отгадай, моя родная, отчего я так грустна?») и другие. В свете неблагополучной демографической ситуации в стране актуален лубок про гулящую деревенскую бабу, которая подкидывает к чужому крыльцу «плод любви несчастной».


В зале №3 — пейзажи из частных собраний начала XX века: Волжская набережная, Плацпарадная площадь, Петропавловский собор и др.
Еще здесь много старинных фотоснимков и рукописный «Курс практической фотографии» 1895 года, написанный губернским казначеем Масленниковым — не ради славы, а из любви к своему увлечению.


В зале №4 — околохудожественный трэш I половины XX века: картина «Святое семейство — учитель труда 20-х годов» (римейк обновленческой иконы «Физический труд Святого семейства»), копия картины «Иван Грозный и сын его Иван» (при ближайшем рассмотрении оказывается вышивкой), портреты, срисованные с фотографий, аляповатые картинки на стекле и т.д.



В зале №5 — картины ярославских наивных художников 50-60 годов. Среди них выделяются: «Картофель» (своеобразный ответ «Апофеозу войны» Верещагина), «Праздник на Красном Перекопе» (доказательство того, что и в 80-х на Перекопе процветало пьянство и дружеский мордобой) и «Разведенка» (скучающая голая женщина в камышах).



В зале №6 висят картины самодеятельных художников, которые вложили деньги в выставку (такой вот знак благодарности), так что, он несет стратегическую функцию. Исключение — картина «В дальний этап», на которой бывший заключенный Александр Страшевский запечатлел процесс досмотра зеков на пересылке. Сцена изображена с фотографической точностью, поэтому если придете на выставку с детьми, в последнем зале будьте готовы к неудобным вопросам.


Реплика от редакции:

На наш взгляд, кураторы проекта со своей работой справились: заявлена перспективная тема, собран интересный материал, его много, и он вписывается в «экспозиционную стратегию» музея (являясь своеобразным продолжением выставок провинциального портрета и наивных художников).
Но все-таки вернемся еще раз к тому, с чего начали: выставку портит название, пресс-релиз, написанный «музейным» языком, и ничем не выдающийся вернисаж. Отсюда — последнее, пятое правило: «Хорошему товару нужна хорошая упаковка». А над ее качеством нашим музейщикам еще работать и работать.

Выставка в Ярославском художественном музее открыта до 10 мая.
Роман Кирдяшев

Комментариев: 0

© 2005–2021 «Лучший Город». Все права защищены.
Контакты  |  Реклама на порталах

Лента новостей RSS

При частичном использовании материалов портала
гиперссылка (hyperlink) на «Лучший Город — Ярославль» обязательна.
Полное использование материалов возможно только
с разрешения редакции.

Интернет-портал Лучший Город (Best City)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 79138 от 22.09.2020
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель — ООО «ВСС»
Главный редактор — Куранов Ю.Г.
E-mail: sales@best-city.ru
Телефон: +7 (903) 798-68-89

Поиск по сайту
 
Расширенный поиск  |  Карта сайта