Информационно-новостной портал города Ярославль: основные события, афиша, справочная служба, адреса, телефоны... Бизнес, спорт, культура, кино, экономика, медицина и здоровье, наука.Информационный городской портал Ярославля. Статьи, публикации, мнения, последние новости центра Ярославской области.
Войти на сайт
Имя:   Пароль: 
Регистрация  |  Забыли пароль?
  ПОИСК  
<< 2006 >>
<< ИЮНЬ >>
пн вт ср чт пт сб вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Категории:


Статьи | Категория: Куда пойти? | Ярославский государственный театр юного зрителя Всего статей: 203
Ярославский государственный театр юного зрителя
Куда пойти?
10 июня 2006, 14:03

ТЮЗы придуманы советской властью для духовного просвещения молодого поколения. Поэтому театр юного зрителя от всех прочих театров отличается прежде всего репертуаром. И это, как ни странно, наше ноу-хау: ни в каких других странах специальных детских театров нет. Первый в мире профессиональный театр для детей и молодежи открылся в 1918 г. в Москве. Лучший город несколько припозднился: его ТЮЗ позвал на первую премьеру 22 февраля 1984 г.



В начале был Розов
Тем, что означенная премьера состоялась, жители лучшего города обязаны своему земляку — драматургу Виктору Розову (1913 — 2004), автору более двух десятков произведений, в том числе и всемирно известной пьесы «Вечно живые» (в кинематографическом переложении она получила название «Летят журавли»). Недостроенное здание театра стояло на площади Юности не один год, и именно Виктор Розов способствовал разрешению ситуации в положительную — для всех — сторону. И именно с его пьесы — «Вечно живые» — началась творческая биография ТЮЗа.
За 20 лет в театре было поставлено более 100 спектаклей, и каждый из них ста-новился значимым событием в культурной жизни Ярославля. Потому что театру везло с художественными руководителями. Первым из них был Сергей Розов — сын Виктора Сергеевича. Второй — почти что уже легендарный Александр Кузин.

Мифологизированный Кузин

Справка: Кузин Александр Сергеевич — Заслуженный деятель искусств России. Работал в Академическом русском драматическом театре им. М. Горького г. Ташкента. С 1990 года — главный режиссер Ярославского ТЮЗа. Доцент Ярославского театрального института. Лауреат премии им. Ленинского комсомола. Лауреат театральной премии им. Ф.Г. Волкова (1993, 1994, 1995, 1996 гг.). Поставил более 45 спектаклей.

Один из самых известных в России провинциальных режиссеров (никогда, кстати, не стеснявшийся определения «провинциальный») Александр Кузин хотел превратить здание на площади Юности в международный театральный центр, где проходили бы фестивали, творческие лаборатории, где осуществлялся бы театральный синкретизм. Тем более, что в строение изначально разместилось сразу два театра: ТЮЗ и кукольный. Однако успел только создать

  • труппу (самую молодую в стране, где средний возраст актеров — 27 лет),
  • репертуар (с пьесами из которого не стыдно было участвовать в фестивалях самого высокого уровня),
  • театр ТЮЗ (известный в России, любимый горожанами, тот самый «театр-дом», где хорошо и актеру, и зрителю).

Образ Кузина давно и надежно мифологизирован театральной общественностью лучшего города. Он тот самый творец, который осуществляет «многотрудную миссию на всех уровнях строительства театра — от социально-бытого до художественного».
И тот конфликт, который возник между ним и директором объединения Дмитрием Стрекаловым в 2002 г., добавил образу еще более правильный — для мифологи-зации — колорит. Суть конфликта, как это часто бывает, в борьбе за творческое управление. Действия Стрекалова Кузин оценил как желание «превратить это зда-ние в коммерческий центр для зарабатывания денег». Пути решения спора так и не были найдены. В 2002 же году Александр Кузин покидает театр, в котором проработал 12 лет.

Из последнего «кузинского»
Среди наиболее известных спектаклей ТЮЗа — «Панночка», написанная Ниной Садур по гоголевскому «Вию». Это уже не страшная история про нечисть, это философская история про любовь, точнее, про конфликт двух любовей: земной и запредельной.

Олег Лоевский, заместитель директора Екатеринбургского ТЮЗа по творческим вопросам, один из создателей фестиваля «золотая маска»
Про что спектакль? «Отдай мое сердце!» — вот про что… Тут ведь речь идет об очень серьезных вещах. Есть Ева и есть Лилит, любовь земная и любовь косми-ческая. Все мечтают о несбыточной Лилит, но получают ту, что варит борщ…

«Панночка» участвовала не в одном фестивале. В 2003 г., например, на питер-ском международном фестивале детских и молодежных театров «Радуга» актерский ансамбль спектакля был признан лучшим. Да и сама постановка не раз вызывала восторженные отклики.

Постановка по пьесе М. Горького «Последние» названа «спектаклем с невероят-ной для наших дней степенью проработки и духовной, и технической». В течение трех часов действия внимание зрителя не ослабевает. По одной очень простой причине: создателям спектакля удалось приблизить к современности события и характеры, — так что спектакль стал как бы про каждого сидящего в зале. А от тако-го зрелища не устанешь.
Замысел спектакля, по словам А. Кузина, зрел у него целых 15 лет. А поставлен он был, когда режиссер почувствовал, что его ученики профессионально и психологически доросли, и взаимоотношения внутри ансамбля сложились нужные: по-семейному доверительные и многогранные.

Другие
Первый после ухода А. Кузина спектакль в ТЮЗе поставил режиссер из Санкт-Петербурга Игорь Селин. Случилось это в 2003 г. Свой выбор он остановил на пьесе американского драматурга А. Копита. Полностью ее название звучит так: «Папа! Бедный папа! Ты не вылезешь из шкапа! Ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой!» (сокращенно просто «Папа, бедный папа!»).
Авангардная постановка этого псевдотрагифарса немного встряхнула трупу. Однако спектакль — не эксклюзив. Двумя годами ранее И. Селин ставил его в петербургском театре «Приют комедианта».
А 11 мая этого года состоялась новая премьера — самарский режиссер Олег Скив-ко поставил пьесу бродвейского автора Нила Саймона «Хочу сниматься в кино». О. Скивко уже работал в Ярославле — в 2003 г. ставил спектакль по «Мертвым душам» и снискал репутацию «радикального минималиста», поскольку умудрился все население гоголевской поэмы воплотить в трех лицах.
Пьеса «Хочу сниматься в кино» написана в 1980 году, на русский язык переведена в 1989. Эта история будет понятна всем: девятнадцатилетняя Либби оставила в Нью-Йорке мать и младшего брата, приехала в Голливуд и разыскала там своего отца-киносценариста. Она, понятно, мечтает о кинокарьере. А у отца, на которого она сильно рассчитывает, кризис жанра, и ему абсолютно не до нее. В какой-то момент ориентиры героини меняются, и главным для нее становится помощь отцу. В конечном итоге ей удается не только вернуть его интерес к творчеству, но и добиться его воссоединения с семьей.

Жизнь продолжается
«Гладкая» жизнь сменяется чередой потрясений, «черная полоса» плавно пере-ходит в белую, синюю, зеленую… Потому что не бывает так, чтобы что-то одно длилось вечно. И надо что-нибудь вроде атомной войны, чтобы сложившийся театр уничтожился, рассыпался, превратился в ничто. Театр — организм живучий, по причине, главным образом, своей способности меняться. А перемены, по одной из философский концепций, — всегда к лучшему.

Комментариев: 0

© 2005–2018 «Лучший Город». Все права защищены.
Контакты  |  Реклама на порталах

Лента новостей RSS

При частичном использовании материалов портала
гиперссылка (hyperlink) на «Лучший Город — Ярославль» обязательна.
Полное использование материалов возможно только
с разрешения редакции.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Поиск по сайту
 
Расширенный поиск  |  Карта сайта

Карнавальные костюмы женщина кошка тут