Раннее развитие развитие заранее
Дети
29 июня 2006, 12:00
|
|
Французский король Людовик XIII (1601-1643), по свидетельствам историков, в 1,5 года учился играть на скрипке, в три читать, в четыре писать, в шесть осваивал шахматы и теннис, упражнялся в отгадывании загадок и шарад, то есть получал всестороннее раннее развитие. И, тем не менее, по свидетельству тех же историков, король из него получился неважный. Раннее развитие не всегда делает ребенка гением и не гарантирует появления у него в последствии государственного ума. Тем не менее, многие родители в лучшем городе склоняются к мысли, что хотят начинать развитие своего чада как можно раньше.
| Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне. |
| Масару Ибука |
Три серьезных причины, по которым НЕ СТОИТ заниматься ранним развитием ребенка:
- «Хочу, что бы он был гением!»
Эта позиция демонстрирует не столько желание ребенку добра, сколько родительское тщеславие, поскольку в основе утверждения лежит желание гордиться ребенком и хвастаться им. Активно набивая голову ребенка всевозможными знаниями, родители теряют меру. За своей целью они перестают видеть собственного малыша. В результате из ребенка получится не гений, а невротик с реальными мозговыми нарушениями. Задайтесь вопросом: а так ли уж здорово быть гением? Вспомните среди них было очень мало счастливых людей.
- «Все кругом это делают… И я буду!»
Безусловно, сегодня модно заниматься ранним развитием. Мамы наперебой рассказывают друг другу: «А мой уже читает!..», «А моя стихи пишет!..». Но принимая решение о начале занятий, родители должны четко понимать: недостаточно водить ребенка на занятия. Развитие процесс непрерывный, а не «с трех до пяти» два раза в неделю. И этот процесс требует времени, внимания, терпения родителей постоянного и бесконечного. Заниматься надо, чтобы принести пользу ребенку, а не соседям.
- «Я обнаружил единственно правильную систему раннего развития!»
Прежде всего систему надо подбирать под ребенка, ориентируясь на его особенности и склонности. Любая методика до конца хороша и приносит результаты только когда ее внедряет создатель. Не случайно подавляющее большинство педагогов стремятся создать свою методику (пусть даже беря по чуть-чуть из разных). Поэтому увлекаться одной только системой, стараясь выполнять ее от и до, опасно прежде всего для ребенка. Насилие и односторонность вот что может получиться в итоге.
Если ни одна из перечисленных причин не движет вами, когда вы отрываете дитя от игрушек и ведете развивать, тогда вот для укрепления ваших благих намерений…
Пять важных факторов ЗА раннее развитие:
- Физиология развитого интеллекта
По мере развития мозга между мозговыми клетками появляются мостики-отростки. Эти связи определяют фундаментальную способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его. Это и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие человека. 70-80% таких соединений образовывается в первые три года жизни. Мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Так что результаты, которых добьется ваш ребенок, повзрослев, напрямую зависят от того, насколько прочную и обширную базу приобрел он с вашей помощью в младенчестве.
- Психологическая зрелость и стрессоустойчивость
Чем раньше ребенок осознает себя как полноценную, отличную от других личность, тем лучше и для него, и для общества. Научившись анализировать свое поведение и психологическое состояние, ребенок сможет контролировать себя и быстрее адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям. Человек, чьим психологическим развитием занимались в раннем детстве, не будет подвержен депрессиям. А если вдруг такое с ним и случится, он сумеет выбраться из этого состояния с минимальными потерями.
- Коммуникабельность и успешность
Уметь общаться с людьми важно, а общению надо учить. Маленький ребенок быстрее понимает, что можно и нужно любить окружающих такими, какие они есть; что необходимо помогать другим, и тогда они помогут тебе. Ребенок скоро научается правильно выстраивать отношения с людьми. Коммуникабельность становится органичной частью его личности. Коммуникабельный человек имеет больше шансов на успех в нашем обществе.
- Оптимальное распределение нагрузки
Готовность ребенка оценивается, прежде всего, по психофизиологическим параметрам: сформировавшийся скелет, укрепление глазных мышц, уровень развития памяти, внимания, речи и т.п. Неподготовленному малышу придется учиться всему сразу: и руку правильно держать, и внимание фокусировать, и буквы-цифры запоминать, и усваивать массу прочей информации. Его жизнь значительно упростится, если чему-то он научится до школы. Кроме того, ребенок с развитым мышлением быстрее и качественнее усваивает информацию и умеет добывать ее сам очень важный навык для самообразования.
- Развитое чувство прекрасного
Эстетическое воспитание неотъемлемая часть раннего развития. Считается, например, что театр помогает ребенку познать самое себя, музыка выработать качества лидера, а живопись сформировать свободное и легкое отношение к миру. А плюс к этому можно получать простое человеческое удовольствие от таких вещей, как, например, классическая музыка или созерцание живописи. Разносторонне образованному человеку не бывает скучно с собой.
В подтверждение вышесказанного отзывы мам, занимающихся ранним развитием своих детишек:
Анечка Мартыненко, 1,5 года. Наталья, мама Анечки:
К этому возрасту наступила время, когда мне, откровенно говоря, стало скучно сидеть дома: я не знала, чем с Аней заняться. Поэтому и пошли развиваться. Ходили несколько месяцев, и я заметила, что Аня приобрела полезные навыки: она не боится незнакомых детей, она знает теперь, во что можно играть дома самой с собой, с большим вниманием слушает, что ей говорят, стала более усидчивой… К сожалению, потом сменилась воспитательница, мы не нашли с ней общего языка и ушли. Сейчас я никуда не вожу Аню, но посещение группы очень помогло: я теперь и сама знаю, чем заняться с ребенком, в каком направлении двигаться…
Егор Гребец, 2 года 3 месяца. Татьяна, мама Егора:
Мой сын очень упрям. Уговорить его что-то сделать раньше стоило неимоверных трудов. По совету знакомых пару месяцев назад я начала водить его в развивающий центр. Сначала мы посещали групповые занятия, но скоро стало ясно, что Егор к занятиям в группе не готов: он слишком неусидчив, и другим детям мешал, и сам ничего не усваивал. Специалисты центра посоветовали перейти на индивидуальную программу. Я точно не знаю, чем занимаются с сыном, но прогресс налицо: во-первых, мне уже не приходится повторять свои просьбы дважды, он стал гораздо внимательнее к окружающим, во-вторых, у него увеличился словарный запас, и речь стала чище. Он теперь более спокойный и усидчивый. Хотя, честно говоря, я не знаю развивающий центр помог или Егор сам по себе меняется. Потому что время пришло…
Соня Шмыгалева, 5 лет. Мария, мама Сони.
По совету нашей няни, Соня посещала психологические курсы для самых маленьких. Там детей учат понимать себя и любить других. Во время игры моделируются разные ситуации, благодаря которым дети понимают, что не бывает только плохих или только хороших людей. Например, Бабу-Ягу можно сделать добрее, а Кощей Бессмертный не такой уж и страшный. Соня на эти занятия ходила с большим удовольствием. И я довольно скоро начала замечать, что моя дочь стала спокойнее, рассудительнее, научилась видеть во всем и хорошее, и плохое…
Популярные методики раннего развития:
Шиничи Сузуки (1899-1998)
Философ, скрипач, педагог, автор метода «Рождение таланта». Главный принцип: «музыкальность не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита». Таким образом, научить ребенка играть на скрипке не сложнее, чем научить его говорить на родном языке. При условии, что обучение начинается рано. В школе Сузуки дети начинали учиться игре на скрипке в 2 года. Это не означает, что каждому новому малышу сразу же вручали смычок. Напротив, уроки не начинались до тех пор, пока сам ребенок не захочет этого так, что его невозможно будет уже удержать. Именно в формировании подобного желания и заключается основная хитрость метода Сузуки. К 4 годам его ученики свободно обращались со скрипкой. Не все дети, обучавшиеся в школе Сузуки, становились потом профессиональными музыкантами. Но педагог и не ставил такой цели. Сузуки утверждал, что занятия музыкой это путь познания самого себя. А человек, познавший себя, легко может стать «первой скрипкой» любого коллектива.
Масару Ибука (1908-1997)
Один из основателей корпорации «Сони», автор книги «После трех уже поздно» (1977), директор Ассоциации раннего развития и директор организации «Обучение талантов» в Мацумото. Он утверждает: «Если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере». Ибука уверен, что все дети от рождения наделены одинаковыми способностями. Свою теорию (и практику) он строит на способности младенцев быстро (гораздо быстрее, чем взрослые) усваивать новое, причем в гигантских количествах, а также на врожденной страсти детей к познанию. Самый главный вопрос для педагога: не чему учить, а как. Японская Ассоциация раннего развития советует учить с любовью, не лишая ребенка свободы выбора.
Мария Монтессори (1870-1952)
Сначала она работала с умственно отсталыми детьми. Основываясь на том, что работа пальцами стимулирует развитие речевых центров головного мозга, Монтессори разработала ряд пособий и игр. Потом оказалось, что ее ученики научились читать раньше своих беспроблемных сверстников. Система пошла в массы. Сегодня ни одна развивающая программа не обходится без игрушек Монтессори (например, «Рамки и вкладыши»), и абсолютно никто не спорит с тем, что надо развивать мелкую моторику рук. Помимо этого в системе Монтессори акцентируется помощь детей друг другу: считается, что ребенок научит товарища легко и быстро.
М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому».
Б.П. и Л.А. Никитины.
Принцип первый: свобода выбора для ребенка. Он сам решает чем и когда заняться, как долго должно продолжаться занятие. Принцип второй: подлинный интерес родителей к тому, что делает ребенок. Не контролировать, а сотрудничать. Не навязывать своих мнений. Не думать за ребенка. Принцип третий: опережающее развитие. «Условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее», говорят Никитины. Не беда, что малыш в два-три года не воспринимает географические карты. Пусть они висят на стене, расскажете, что это такое, когда ребенок спросит. Прежде чем обогащать ребенка знаниями, сформируйте у него интерес к ним. Не забывайте также о спортивных упражнениях, закаливании и сочетании разнообразных видов деятельности. Лучший отдых это смена занятия.
Б. и Л. Никитины «Мы, наши дети и внуки».
Н.А. Зайцев.
Методика раннего обучения чтению и математике дают поразительные результаты: дети читать, считать и говорить начинают одновременно. Знаменитые «Кубики Зайцева» это коробочки разных размеров со всеми складами русского языка, которые в зависимости от склада имеют определенный цвет и заполнены определенным материалом (железками, деревяшками, медными монетками). А математика по Зайцеву система таблиц, написанных ярко и крупно. Во время занятий дети могут ходить, стоять и даже лежать. Однако методисты настоятельно советуют заниматься в группе под присмотром специалистов.
Н. Зайцев «Письмо. Чтение. Счет».
П.В. Тюленев.
Его система называется «Методика интеллектуального (игрового) развития» (сокращенно «МИР»). Один из девизов: «Читать раньше, чем ходить». В 1 году ребенок умеет читать, к 2 годам печатает диктанты, к 10 усваивает программу средней школы. Методика Тюленева базируется на том, что ранние впечатления оказывают решающее воздействие на дальнейшую жизнь человека. Почему, например, Софья Ковалевская достигла значительных успехов в математике? Да потому что росла в комнате, оклеенной вместо обоев листами из математических книг в целях экономии. Обучение по Тюленеву дает потрясающие результаты. Остается только два вопроса: «зачем ребенку 2,5 лет знать периодическую таблицу Менделеева?» и «где место такого ребенка в обществе ровесников?».
П. Тюленев «Как развивать детей одаренными?»
Вальдорфская педагогика.
Главное внимание в системе, основанной на антропософском учении Рудольфа Штайнера (1861-1925), уделяется развитию эмоционального мира человека. Гармония и свобода два главных принципа. Поэтому ребенок, посещающий вальдорфский детский сад, будет заниматься музыкой (в частности, учиться играть на флейте), эвритмией (ритмические движения под музыку), рисованием, различными ремеслами (вышиванием, керамикой, ткачеством). В таком садике много театрализованных праздников, а игрушки признаются только самодельные и только из натуральных материалов.
Р. Штайнер «Философия свободы».
Глен Доман.
Глен Доман разрабатывал свою систему для больных детей. Большинство его пациентов страдали тяжелейшими поражениями центральной нервной системой: не ходили, не говорили. А в некоторых случаях даже не держали голову. Доман для начала учил их фокусировать взгляд. Для этого он показывал детям карточки с красными точками. Потом он увеличивал количество и интенсивность занятий. В ход шли уже и карточки с картинками, слогами, словами. Его многомесячные труды дали результаты: больные дети начинали держать голову, ползать, ходить, говорить. По карточной системе Домана во многих странах начали обучать здоровых младенцев и не без пользы. Однако этот метод требует от родителей полного самоотречения, поскольку процесс обучения связан с изготовлением огромного количества карточек и занимает почти весь день.
Серия книг Г. Домана «Как воспитать гения».
Где развивать маленького жителя лучшего города
|