|
Музей традиционного костюма
Лучшие вещи
12 сентября 2006, 18:58
|
|
Национальный, он же традиционный, он же народный, костюм есть и у папуаса, и у европейца. На родине Арнольда Шварценеггера (г. Грац в Австрии) национальный костюм до сих пор самый популярный вид одежды. Потому что удобно, практично и сносу ей нет. На улицах лучшего города людей в рубахах и сарафанах случается увидеть нечасто разве что на официальные праздники. От национального костюма народ начал отучать Петр I, запретив его в столице и при дворе. Процесс завершили большевики благодаря им на селе сформировалась новая мода, а паневы да кички были упрятаны в сундуки.
Вслед за отучением почти сразу начались попытки возрождения: первой вернуть в моду народный костюм захотела Екатерина II, и потом энтузиасты традиционного платья не переводились. Не так давно в лучшем городе прослышали о музее, посвященном национальной русской одежде.
Коллекционеры-основатели
Сначала, как говорят, появляется интерес. Появиться ему есть откуда практически в каждом краеведческом музее найдется коллекция народного костюма. Если с интересом приходит осознание необыкновенной красоты этой одежды, всё, почва для коллекционирования готова и надо совсем немного, чтобы почва начала приносить плоды. Коллекция супругов Глеба Городянкина и Анны Сунд началась примерно 10 лет назад с нескольких предметов, подаренных знакомыми. И началось: посещение провинциальных музеев, общение с деревенскими старожилами, создание фотобанка костюмов, походы по библиотекам и поиск, поиск… Дети капитана Гранта отдыхают со всей командой за годы поиска коллекционеры проехали более 170 тыс. км., все равно что четыре раза вдоль экватора прокатились.
Это, конечно, не на курорте нежиться. Но все-таки Анне и Глебу еще относительно повезло, что они костюмом увлеклись, некоторые в старинные паровозы влюбляются и музеи под открытым небом организуют.
Семейное увлечение переросло в профессию. Прятать накопленное богатство Анна и Глеб посчитали себя не в праве. Постоянную экспозицию планируется открыть к началу будущего лета в Переславль-Залесском. А пока договорились время от времени организовывать передвижные выставки в других музеях, в том числе ярославских. Что не может не радовать жителей лучшего города.
Коллекция-основание
Сейчас в коллекции около 60 комплектов одежды, иллюстрирующих разные традиции в народном костюме разных регионов России от побережья Белого моря до пограничья с Украиной. В основном это костюмы рубежа XIX-XX в., но есть и более старые конца XVIII начала XIX столетия. Большая часть предметов вещи с историей, и судьба иного костюма это отражение судьбы его владельца.
В атмосфере старины, по замыслу создателей, посетители переосмысливают свое отношение к самой стране и ее традициям, начинают чувствовать себя «частичкой древнего, настоящего русского мира…», как написал в книге отзывов один из гостей. Созданию атмосферы способствуют не только расставленные экспонаты, но и дополняющие их фотографии, звучащая во время осмотра музыка, содержательная экскурсия, возможность примерить национальный костюм на себя.
Генетическая память после похода в такой музей освежается еще как. Без шока, правда, не обходится, многое в старинном костюме безмерно удивляет неосведомленного посетителя. Например, костюм молодой женщины из Тульской губернии. Прилагаемый к нему головной убор многие принимают за индейский: у него необычная веерообразная форма, слагаемая из 10 деталей. Чтобы надеть это чудо на голову, понадобится не менее 40 минут.
«Барышни-крестьянки» открывают сезон
В результате объединенных усилий музея традиционного костюма и Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника 9 сентября открылась выставка «Барышни-крестьянки», представляющая старинный русский крестьянский костюм. Любой, кто ее посетит, узнает, что:
- некоторые крестьянки могли позволить себе костюм стоимостью в несколько лошадей (в деревнях, кстати, и до сих пор долларами не считают). Но при этом в костюме гордость за достаток семьи всегда сочеталась со скромностью.
- сорока это не только птица семейства вороновых или скорострельное многоствольное орудие XVII в., но и часть женского головного убора (холстовый или кумачовый чехол для кички с вышитой передней частью).
- старинный наряд был многофункциональной вещью. Он украшал, согревал, оберегал (в сложных орнаментах зашифровывали обереговые знаки), служил своеобразной анкетой, рассказывая о своей владелице: откуда она родом, какой достаток в ее семье, замужем ли, и, если нет, готова ли выйти.
- одна из интересных особенностей костюма сочетание консервативности с адаптивностью (способностью вбирать черты культуры соседних народов). Крестьянская мастерица ни о чем таком не подозревала, а народное подсознание за нее работало, свидетельствуя о нашей национальной открытости и способности перенимать лучшее.
- русский костюм это отражение представлений целого народа о прекрасном.
Перечисленное далеко не все, чем радует выставка. Представлены и старинные орудия труда, применявшиеся при изготовлении одежды (работающий ткацкий станок, например), и многочисленные фотоснимки (архивные и современные), и сегодняшние изделия, сработанные по старинным образцам и технологиям. Словом, сделано все, чтобы можно было прочувствовать красоту народного костюма и увериться в его жизнеспособности. Одна из целей Глеба Городянкина и Ольги Сунд возрождение народного костюма как функционирующей одежды. И тем, кто обращается к ним за помощью в изготовлении отдельных аксессуаров или же костюма целиком, они никогда не отказывают.
Реплика от редакции:
Мода это не закон непреложный, а всего лишь указание к действию. Почему бы, в самом деле, не указать в сторону национального костюма? Все на пошив сарафанов и косовороток! Мы так уже фасоны рисуем.
|
|